Отчёт о поездке в Литву на машине.
Вобщем, думали мы, куда бы поехать после Нового года отдохнуть не очень дорого. Давно хотелось в Прибалтику, но всякого рода соображения каждый раз переносили поездку на потом.
Скажем честно, если бы не задранные как нога писающего дога, цены на т.н. коттеджи, а по-русски избушки, в Тверской, Владимирской и даже Пензенской областях, не скоро бы мы еще решили поехать на машине из Москвы в Литву, а точнее в Вильнюс. Автомобиль как средство передвижения был избран, чтобы еще больше подчеркнуть заоблачность цен российского бездорожья. От 5 до 7 тысяч рублей в сутки за двухспальный слабо обогреваемый домик выходил за период со 2 по 7 января в 30 тыс.руб. плюс питание на троих из расчета 1500 рублей в сутки, итого 37,5 тыс.рублей за счастье бестолку ловить золотую рыбку на Селигере не выдержали конкуренции со стороны гостиницы с завтраком и бесплатным Интернетом в Литве на этот же срок за 601 евро (601 * 34,5 = 20,7 тыс. рублей в т.ч. визы). Разница в километраже составила бы туда и обратно около 1 тыс.км или 75 литров бензина *20 руб.=1500 рублей. Обеды и ужины стоили в Литве от 300 до 500 рублей с человека, но питались мы кроме завтрака, как правило 1 раз ужинали. В обеденное время перекус из расчета 100 рублей на человека. Так что те же 500 рублей в день на человека были те же, что и где-нибудь на необъятных просторах в избушке на курьих ножках, но качество и количество, а также литовское пиво (1.6 литра за 135 рублей в ресторане) исключили какую бы то ни было возможность конкуренции. Если добавить экскурсионную программу с поездками в Вильнюс и Тракайский замок, то мне вообще непонятно, на что надеется российская туриндустрия. Мне кажется, что однажды под напором западного капитала она просто вымрет как класс если у россиян не появится в головном мозге, что деньги нада зарабатывать, а не хапать и не ощипывать встречного путника чтобы он забыл сюда дорогу. Здесь должен был бы стоять, видимо, памятник г-ну Орджоникидзе, но я точно не знаю, ему ли одному.
Собирали информацию по Интернету, заказывали визу, бронировали отель и решили проехать весь путь за один день, что было вполне реально, учитывая отзывы об отсутствии больших очередей на границе Литвы с Белоруссией.
Выезд назначили на 7.30-8.00 утра, так как выезжали 2-ого января, и в темноте ехать совсем не хотелось, да и после нового года нужно было хорошо отоспаться. Но получилось выехать только в 9:00, что в общем то и к лучшему было, так как всё равно ещё было достаточно темно.
Выезжали мы из Можайского района Московской области через село Уваровка сразу на минскую трассу. Указатель в этом месте довольно странный, воспринимать его надо критически, то есть если написано «поворот на трассу М1 через 150м» , то поворачивать надо через 30 метров. Ну да ладно, сделав круг почета метров в двести, вспомнили, что когда ездили в Германию, то точно так же с у4спехом проехали мимо этого поворота, и худо-бедно выехали на трассу на 141 километре уже через 30 минут после выезда. Минуты три при этом отняла вежливая беседа с гаишниками, которые решили всё таки увериться, что за рулем трезвый водитель :
ИДПС (инспектор тихо)- Не может быть такого 2 января-то. Он просто нам деньги везет.
В (водитель громко)- Интересно, неужели им не в лом сегодня, голова-то, наверное болит?
ИДПС Здравствуйте.
В Здравствуйте, Вам документы предъявлять или сразу дыхнуть (сильно дышит в лицо инспектору).
ИДПС А что это Вы мне сразу в лицо плюете?
В Извините, хотел как лучше, а получилось как всегда. Чтобы Вы время свое на документы не тратили. С Новым годом Вас.
ИДПС И Вас также, счастливого пути (недовольно отворачивается в ожидании следующего авто.)
На 226км заправили 25 литров на Лукойле справа. На заправке очень высокие лежачие полицейские скребанули днищем от души и так же от души сказали все, что думали про организаторов бензиновой торговли строителей будущего наших отношений с Беларусью. В 13:00 были уже около поворота на Смоленск, дорога как всегда отличная, снега вокруг не было, не говоря уже о его полном отсутствии на дороге. Гаишники практически не стояли, только на 147 км- пост Гаи, 172 км- пост ДПС, 174км- макет авто ГАИ, 230км-пост ДПС, 297км- пост ГАИ.
На 335 км была рассыпана мелкая щебёнка на встречке и Мерседес, пролетая мимо, из-за металлического разделительного бортика пустил нам в стекло камень, в результате несколько пробитых слоёв стекла, размеров с 3-копеечную монету .
360км- первый НЕ пост ГАИ с продавцами полосатых палочек и всё, в целом достаточно мало для всего отрезка до границы с Белоруссией. В Смоленск мы решили всё-таки заехать, посмотреть город, машину помыть, заменить не работавшую уже в Уваровке лампочку габарита и купить мобильник взамен вышедшего из строя в Новый год. (Функцию габарита компьютер автоматически перенес на стоп-сигнал, но как-то это было некрасиво. Кроме того, в предыдущий раз при нас поляки смотрели, чтобы у белорусских корчей работали хотя бы лампы иначе не пускали.) В результате: город посмотрели, машину помыли, лампочку купили и поменяли, но мобильник не купили, зато убили на его поиски минут сорок
В 14 часов выехали в том же месте обратно на трассу и продолжали своё путешествие. Всё шло нормально аккурат до 335 км. На 396 км опять заправляемся (24литра) на Лукойле, так как до границы остаётся всего 60 км, и цены на бензин начинают расти.
И вот наконец 455 км пути, а именно Российско-Белорусская граница, на часах 15:00, средний расход с учётом поездок по Смоленску и плохих свечей ( 40000 отъездили) расход составил 7,9 л, а средняя скорость 86 км/ч . На пограничной территории платим экологический сбор 132 рубля и через 15 минут уже в Белоруссии, дальше начинаются уже их обозначения на столбиках( до границы с Польшей) да и столбики теперь стоят между нами и встреченной полосой, кроме того темнеет
611км первый пост оплаты, платим 13 рублей и продолжаем движение, потом через платим ещё раз и продолжаем безостановочное движенье до Минска, за это время видим лишь один пост на 443 км. Въезжаем в Минск и поворачиваем на МКАД, едем около 40 минут, проезжаем ремонт дороги с выездом на встречную полосу и съезжаем на М7 Минск-Вильнюс, тут уже начинает темнеть не по-детски и приходится держать не больше 90-100 км/ч, а на часах тем временем 19:20(время Московское), через час заправляем 25 литров на неизвестной АЗС (видимо, уже усталость сказалась, которая притупила бдительность, но, слава Всевышнему, бензин оказался хороший), так как появились указатели, говорящие о близости границы.
В 21:20 уже на границе. Машину весьма доброжелательно досматривают на трех беларусских (чуть не вырвалось «фронтах») постах и практически без проверки, но сличив лица с фотографиями и убедившись, что в багажнике есть вещи, проверяют документы литовцы и разрешают проезд на территорию Литвы. Удивительно, но очередь их двух машин стояла после белорусских постов перед литовским. Ждем 5-10 минут. Всё вместе с прохождением белорусских инстанций и ожиданием у литовского поста занимает не более 30 минут (работали бы также посты на границе с Финляндией, хотя нет, на первом месте брестский пост это песня, я бы его из установки «Град» за организацию работы) .
22:00 Мы в Литве, дороги хорошие, но узкие. Сначала не хватает 2-ой полосы, а там где она есть - 3-ей. Машин немного, но из-за множества поворотов обгонять их трудно. До Вильнюса от границы всего 30км и поэтому доезжаем мы с учётом неспешной езды и попыток сфотографироваться всего за 30 минут. Блуждаем по городу совсем немного и приезжаем в отель Congress, что находится прямо на набережной. Вся дорога без спешки занимает 13,5 часов и около 900 километров. Как и ожидалось, проехали довольно быстро, за один день, и в целом не сильно устали(Трасса Москва-Питер труднее, даже с учётом разницы в 200км). Средний расход составил 7,4 л на 100км, а скорость - 82 км/ч.
В Литве мы жили в гостинице Congress. Персонал очень любезный. Кроме групп из россиян, видимо, мы в тот день одни на машине приехали, поэтому как только мы появляемся в пределах видимости персонала на ресепшн, нам радостно объявляют наши фамилии, а также то, что стоянка в надежно запираемом дворе гостиницы бесплатная. Там мы видим еще одну машину с московскими номерами. У нее на крыше несколько окурков, поэтому решаем поставить машину чуть в стороне, так как, может быть, в номерах живут и не очень доброжелательные гости литовской столицы. Забегая вперед, можно сказать, что в отношении нашей машины ничего подобного не было, так что это могла быть и просто случайность или персональный конфликт, как говорится «на бытовой почве». Нас ждали ключи от номера с видом на реку и длинным широким балконом, где можно поностальгировать по Советскому Союзу и просто попить пивка.
Можно сказать, что это хорошая гостиница на 3,5-4 звезды. Вкусный завтрак, хорошие номера, также немаловажно наличие бесплатной охраняемой парковки на территории гостиницы.
Разместившись, мы пошли гулять по Вильнюсу, чтобы город посмотреть не из окна машины, да и покушать где-то. Нашли ресторанчик Cilli Kaimas в подвальчике за углом магазина Кристиана (или что-то в этом роде) и втроем очень вкусно и плотно поужинали с пивом на 90 литов (900 рублей) на всех. Официанты любезные. Если чего-то не понимают по-русски, зовут совсем русских официантов и обслуживание получается с переводчиком.
На следующее утро, просим на ресепшн вызвать такси, чтобы отправиться на вокзал и встретить там поезд с прибывающей группой. Во-первых, там ехали наши друзья (кстати, нам за то, что мы вшестером ехали, дали скидку в 5% на фирме), и во-вторых, так как поезд прибывал утром, а заезд в гостиницу начинается после 14.00, то всю группу сначала повезли завтракать в милый ресторанчик, а потом катали по городу, рассказывая и показывая, останавливаясь, чтобы посетить монастыри и соборы, музейчики янтаря, где, слава Богу, никто не предлагал ничего купить и экскурсия поэтому воспринималась очень хорошо. Потом в гостиницу. Группа размещаться, а мы отдохнуть и побродить по магазинчикам и туристическим лавочкам. Ужинали в ресторанчике Форт Дварос (или что-то вроде того). Стильно и вкусно. Главное, что мы поняли, - не надо заказывать цепеллины. Это все-таки хоть и национальная еда, но не праздничная. А вот блины всех видов, требухи свиные, уши копченые, ножки свиные и т.п. и т.д. праздник живота.
По самой Литве мы больше ездили с группой на автобусе, однако всё же на следующий после приезда группы день (по программе свободный) предприняли вылазку в город Друскининкай, что в 130 км от города. Милый городок, состоящий практически из одних пансионатов и с самым большим в Литве аквапарком, в который мы не пошли, увидев, что трубы, по которым съезжают в бассейн, начинаются и заканчиваются в помещении, а проходят по улице. Кроме того, на парковках не было мест, на улице шел мелкий дождь и ставить машину вдалеке и тащиться пешком не хотелось. По-русски это все называется словом «облом». Через полчаса был разбит фотоаппарат, что также свидетельствует о том, что этот день не был для нас праздничным.
На следующий день поездка в Каунас дополнила впечатления от Литвы чисто литовским колоритом (Вильнюс все-таки более интернациональный город). Посещение музея Чюрлениса также оставило хорошие воспоминания. В музей нечистой силы не пошли, потому что все-таки приехали и Рождество Христово отметить. Не знаю как кто, а в следующий раз я лично пойду любопытно, да и дизайнеры литовцы отменные.
По приезду ужинали в пицеррии той же сети Чили. Не сочтите за рекламу, но сеть достаточно большая. Есть ощущение, что каждый второй ресторанчик в Вильнюсе принадлежит к этой сети. Опять объелись и упились пивом. Не дороже 100 литов (1000 рублей) на троих.
На следующий день пешая экскурсия по городу. А город-то еще красивее, чем мы до этого думали! Супер. После 4 часов на ногах перерыв на обед мы идем пить кофе с пирожными. И снова в путь, к собору, где начинается вторая часть экскурсии, но через час уже нет сил, да и к тому же хоть немного, но надо по магазинам пройтись и к Рождеству приготовиться. Рождество празднуем в компании. Весело и хорошо.
На следующий день с утра поездка в Тракай просто образец того, как надо развивать туризм, - затем завозим группу на вокзал и едем в гостиницу за машиной. Вещи мы еще утром сложили в салон и багажник.
Теперь путь обратно:
Так как в день отъезда у нас была экскурсия, то выехали мы только в 18:00 по Москве(16:00 по местному). На границе мы были через 40 минут после выезда из отеля и в принципе ожидали там увидеть нехилую очередь из туристов, которые решили после новогодних каникул вернуться домой, но,приехав туда, лицезрели абсолютно пустые пропускные пункты. В наши головы уже начала закрадываться мысль о том, что здесь всё закрыто и нам придётся ехать ещё 100-300 км до ближайшего к России пункта, но вовремя вышел литовский пограничник, так что оказалось, что тут просто нет машин! Мы проезжали всё дальше по нейтральной территории, а машин всё не было и не было, в результате мы увидели только грузовики на белорусской стороне, так что границы с учетом трехразовой белорусской проверки прошли всего за 20 минут. Порадовал разговор беллоруссов на границе по поводу нашего Ровера 2004 г.в. 1-ый: Смотри, какой новый ниссан едет, я ещё такого не видел, красивые машины всё-таки японцы делают.2-ой: Придурок, это ягуар новый, я такой в журнале видел!
Дорога обратно была, конечно, более нервозной. Во-первых, как только мы выехали, начал идти снег, не долетавший до земли и превращавшийся в жижеобразную кашицу, которая с дикой скоростью залепляла лобовое стекло, а во-вторых штурман (Orangeleo) случайно направил машину не на новую трассу Москва - Минск, а на старую, а было это так:
Уже порядком подустав и доехав до Минска мы решили не сворачивать на МКАД, боясь уехать куда-нибудь не туда, да и просто не увидев указателя, а поехали через Минск. Там нам добрые люди подсказали, что надо просто ехать по-прямой, сворачивая по знаку «главная дорога», в результате мы выехали на некую трассу, которая хоть и напоминала трассу Москва-Минск, но не обладала хоть какими-нибудь указателями, говорящими о том, что идёт в Россию. Ехали мы,ехали, и я решил свернуть в сторону города Борисов, который вроде как должен лежать как раз на трассе. В результате мы свернули на старую трассу Москва-Минск, которая отличалась полным отсутствием какой-либо светоотражающей разметки, наличием 1-2 полос в каждую сторону, не более, и довольно резкими поворотами, без всяких указателей на это перед ними. Вобщем, доехав до первой гостиницы, мы остановились и спросили, где же мы. Оказалось, что до трассы нам километров 50 и не вперёд, а куда-то вбок, а если проехать вперёд что-то, около 70 километров, то мы вернёмся на трассу, вобщем - то так оно и получилось, но эти километры я ехал с полным пониманием того, что не зря я был назван ещё в Финляндии Штурманом Хреновым. Кстати этот самый гостиничный комплекс показался нам весьма достойным для ночевки на случай чего. Так что знайте, двухместный номер в сутки стоит там 1200 российских рублей, а двухкомнатный трехместный 2200 тех же самых рублей, что не так уж и плохо при полном отсутствии белорусских зайцев и уже накопленной усталости, а также темноты.
Но нам море по колено и мы продолжили путь. К моменту выезда на трассу наша средняя скорость упала до 74 км/ч , а расход увеличился с 7,2 до 7,4 литров на сотню. К границе с Россией мы подъехали в 23:50, показали белорусам, что оплачивали на выезде из Литвы транзит за 5 долларов (рубли почему-то принимать отказались), а уже в 00:00 мы были в России. Как всегда нас практически не проверяли, наши даже пытались волшебной полосатой палочкой показать, что и останавливаться перед ними не надо, но мы все равно остановились, поздоровались, поздравили с праздниками и, таким образом улучшив себе настроение, поехали дальше.
По России мы ехали стабильно медленно, без всяких приключений. Ночь и дождик, моросящий снаружи, сделали своё дело и даже несмотря на то, что мы останавливались на заправиться и попить кофе штурман заснул за 200 километров до Москвы, а проснулся уже на подъезде к ней. В 5:30 мы были уже около своего дома.
В целом можно сказать, что дорога не сильно трудная и осилить ее довольно легко, тем более когда едешь не один и с запасом бутербродов и соков.
Так что можете смело, оформив документы, путешествовать по Европе и Прибалтике на своём авто.
They called'em LADA, cos they are giving l-ad-a promblems.