Статья из "За рулем" про моторы МеМЗ
№ 8 1999 "Люди, моторы, деньги"
https://www.zr.ru/content/articles/7299-ludi_motory_dengi/ЛЮДИ, МОТОРЫ, ДЕНЬГИ,
или что слышно в Мелитополе.
Леонид САПОЖНИКОВ
Ничто так не ударило по репутации «таврий», как обвал качества двигателей МеМЗ-245. «По свидетельству заводчан, из двух серийных моторов едва можно собрать один нормальный» (ЗР, 1994, № 6). Положение на Мелитопольском моторном в 1993–1997 гг. кратко характеризовалось ключевыми словами: безденежье, брак, воровство. Плюс пьянство, их неразлучный спутник.
Неудивительно, что корейцы отнюдь не горели желанием включать моторный в состав СП «АвтоЗАЗ-Дэу». Теперь, однако, рады, что согласились — вопреки всем сомнениям, предприятие оказалось вполне жизнеспособно.
В былые годы на моторном работали 10 тысяч человек. Остались 4 тысячи — к счастью, не худшие. Этими силами можно делать в год 60 000 силовых агрегатов. Но на Украине спрос на «таврии» в 5–6 раз ниже этой цифры, а в России у них пока вообще нет шансов из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры. У мелитопольцев два выхода: дать «тавриям» новый мотор, который повысит их привлекательность на рынке, или выпускать двигатели для автомобилей «Дэу». Завод старается использовать оба варианта.
Впервые за 11 лет у МеМЗ-245 появилось семейство — причем не опытных моделей, а серийных, доступных покупателю уже сегодня. В него входит МеМЗ-246 с центральным впрыском (но с теми же 1100 «кубиками») и карбюраторный двигатель рабочим объемом 1200 смз.
«Двести сорок шестую» модель создали еще в начале 90-х — для «таврий», которые предполагалось экспортировать в страны ЕС. К базовому МеМЗ-245 адаптировали систему впрыска фирмы «Сименс» и собирались начать серийный выпуск «европейского» двигателя в 1994 году. Кризис перечеркнул эти честолюбивые планы. Ныне, разумеется, о поставке «таврий» в Западную Европу нет речи. Однако двигатель с впрыском топлива может послужить пропуском в Россию, повышающую свои экологические требования. С ними у МеМЗ-246 проблем не будет: он соответствует не только нормам Евро I, но и Евро II.
С двигателем МеМЗ-301 мы близко познакомились еще на стадии его испытаний (ЗР, 1997, № 8). В нем по сравнению с базовой моделью изменены лишь коленчатый вал и поршни. Ход поршня увеличился на 7 мм, рабочий объем возрос до 1200 смз. Мощность составляет 57 л. с. при 5000 об/мин, крутящий момент — 9,6 кгс.м (3500 об/мин). Значительное, порядка 20 процентов, увеличение крутящего момента позволило нашей редакционной «Таврии» небезуспешно тягаться с иномарками того же класса в журналистских ралли на Украине. Сейчас МеМЗ-301 (получивший с началом серийного производства название МеМЗ-2457) устанавливают, главным образом, на псевдоседане ZAZ 1103 «Славута», который тяжелее хэтчбека на 80 килограммов.
Нельзя не сказать и о базовом МеМЗ-245. За последнее время он разительно изменился — не по техническим характеристикам, а по качеству.
— Я обещал корейцам уменьшить возврат наших двигателей автозаводом до 0,3 процента, — сказал главный контролер Мелитопольского моторного. — Сегодня мы этого добились. В прошлые годы Запорожский автозавод возвращал нам на порядок больше, хотя и смотрел на брак сквозь пальцы, лишь бы не остановить главный конвейер...
Не так все гладко с двигателями для корейских машин. У «Дэу» было намерение собирать в Мелитополе для «Нубиры» 1,8-литровые моторы «Рено». Помешал печально известный конфликт в руководстве СП. Сборку, видимо, организуют в Польше.
МеМЗ, однако, готов участвовать в проекте S-100. Таково рабочее название перспективной модели «Дэу», призванной заполнить пустую нишу между «Матизом» и «Ланосом». Ее будут выпускать в разных регионах Европы и Азии. На Украине — для украинского и, вероятно, российского рынков. На S-100 должны устанавливать силовые агрегаты Мелитопольского моторного завода.
Главный конструктор Александр Веселов кое-что мне о них рассказал. Двигатель рабочим объемом 1200 смз будет потомком МеМЗ-301, но весьма продвинутым: 70-сильным, с системой распределенного впрыска фирмы «Сименс» или «Бош». Его масса станет меньше на 9 кг. Поскольку S-100 тяжелее «Таврии», передаточное отношение главной передачи предполагается увеличить в интересах динамики с 3,875 до 4,13.
— Корейская сторона очень заинтересована в использовании наших двигателей и коробок, — сказал Веселов. — У них при сравнительно низкой себестоимости хорошие технические показатели и высокая ремонтопригодность.
— Кстати, у наших корейских партнеров есть понятие МММ, — добавил директор завода Анатолий Андрейченко. — К тому, что до боли знакомо россиянам, оно не имеет отношения. Это рецепт успеха, который расшифровывается так: Men, Motors, Money — люди, моторы, деньги. С двумя первыми «М», говорят корейцы, у вас все о,кей...
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.
За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом "бля".
Д. Корецкий, "Секретные поручения"