Еще одна статья из "За рулем" про нефанатичное говнолазание:
ОТ ВТОРОЙ РОССИЙСКОЙ БЕДЫ
Там, где вместо дорог все еще преобладают направления, средства повышения проходимости пользуются особым вниманием.
Андрей СИДОРОВ
Даже жители крупных городов, избалованные каким ни на есть асфальтом, чтобы добраться до огорода-кормильца, вынуждены изобретать средства повышения проходимости своего автомобиля. Что уж говорить о глубинке, где единственный асфальтовый пятачок - перед сельсоветом, а автомобильная навигация прерывается с каждым хорошим дождем.
Те, кому охота или рыбалка важнее стереозвука в салоне и крейсерской скорости за сотню, выберут УАЗ или "Ниву". Но быть ближе к природе хочется и владельцам обычных легковушек, коих куда больше. Но как, если "шестерка" с резиной МИ-16 на бездорожье беспомощна и без навыка езды по грязи вы "засадите" машину почти наверняка?
Самым эффективным (после вертолета) средством преодоления второй "российской беды" остаются специальные приспособления, монтируемые на колеса. Лебедки, сетчатые коврики, надувные подушки - эти устройства помогают вызволить машину из грязевого плена, но не улучшают ее проходимости. Год назад мы о них подробно рассказывали (см. ЗР, 1998, № 10). Из оставшихся наибольшее распространение получили цепи противоскольжения - они просты в изготовлении (а потому дешевы) и заметно повышают проходимость обычной легковушки. Несмотря на их недостатки - относительно большую массу и способность (при неумелом вождении) быстро закопать автомобиль по самые дверцы, серьезной альтернативы цепям до сих пор не находилось. Но сегодня у них появился конкурент - оригинальная конструкция Spikes-Spider Quick, похожая на гигантского пластмассового паука (ЗР, 1999, № 3).
Насколько хорош "швейцарский гость" на российском бездорожье? Судя по зимней символике на упаковке, "паук", скорее, приучен ползать по снегу Альп, чем по проселку в окрестностях какой-нибудь Черной Грязи. Да и родные железные цепи выглядят надежнее пластмассовых лопаток...
Поскольку жизнь учит нас доверять, но проверять, мы занялись сравнительными испытаниями различных устройств повышения проходимости: противобуксовочных цепей "Красный Якорь" из Нижнего Новгорода, импортных "Кёниг" (KЪnig) и "Ошипованного паука" (Spikes-Spider Quick). Испытания проходили на полевой дороге, превращенной "уралами" и "беларусями" в непроходимые для обычной "шестерки" рвы. Этот "полигон" никогда не подводил испытателей - колея здесь не просыхает даже в жару.
Первый тест - быстрота монтажа. Причем время на знакомство с конструкциями входит в общий зачет. Отечественные цепи расправили по колее и наехали на них колесами. Несмотря на отсутствие инструкции (ее изготовители не прилагают), установка их не вызвала затруднений. Правда, цепи оказались длинноваты, поэтому свободные концы мы заправили за планку замка. На все ушло 8 минут.
Зарубежный аналог смонтировали на минуту быстрее. При этом наезжать на цепи не потребовалось - они надеваются сбоку. Инструкция снабжена множеством рисунков, так что ошибиться невозможно.
Другое дело - "паук". Сборочных единиц в комплекте значительно больше. Поэтому для его установки пришлось не раз перечитывать инструкцию (хорошо, что на русском языке) и сверяться с картинками. Сначала устанавливаем на колесные винты диск-адаптер. Приятно удивил прилагаемый для этого динамометрический ключ, однако затянуть крепеж не так просто. Головки винтов, выполненные в виде усеченых пирамид, так и норовили, смяв рабочие грани, выскочить из ключа. Тем не менее мы справились за 14 минут. Зато монтаж самих грунтозацепов занимает считанные секунды.
А теперь посмотрим, как работают эти устройства в "боевых" условиях.
Начинали на мокрой траве. Здесь обе цепи проявили себя достойно. Однако более мелкие четырехгранные звенья "иностранца" сдирали верхний слой почвы и при малейшей ошибке водителя начинали рыть землю. Отечественные изделия с более крупными звеньями круглого сечения не столь "злые". Тем не менее обе цепи существенно повышают возможности автомобиля на бездорожье, особенно обутого, как в нашем случае, в невыразительную резину МИ-16. И все же, пусть и с цепями, но до зубастых шин "НИИШП-ралли", по субъективным ощущениям, они не дотягивают.
Диковинный "паук" поначалу не вызывал доверия. Что такое нежные пластмассовые лапки по сравнению со стальной цепью? Но очень скоро он заставил полностью изменить мнение о себе. Там, где цепи работали на пределе возможностей, машина с "пауками" катилась легко и непринужденно.
Усложним задачу, с опаской утопив одну сторону машины в грязи. Цепи здесь бесполезны - в вязкой жиже они лишь помогают зарыться глубже. Очередь за "пауком". Нажимаем газ, и... машина, чуть дернувшись, замирает, хотя колеса продолжают вращаться. Присмотревшись, не верим своим глазам: колеса вращаются внутри "паука"! Оказывается, при излишнем крутящем моменте специальные выступы устройства расцепляются с протектором шины, позволяя колесу свободно вращаться. Таким образом, закапывание почти исключено! Изменяем тактику. Двигаясь "внатяг", пытаемся раскачать машину. С третьего качка "Жигули" легко выбираются на сушу. Кто бы подумал, обычно в такой грязи спасает только трактор.
Подведем итоги. Отечественные цепи дешевы, упакованы в компактную сумку, не займут много места в багажнике и легко отмываются от грязи. Однако для монтажа нужно наехать на цепь, а потом обязательно подтянуть ее. К тому же натяжение не получается идеальным, а значит, с цепями быстро не поедешь.
Импортные цепи удобнее монтировать. Пружинные компенсаторы обеспечивают оптимальное натяжение, так что можно не боясь прибавить газу. Цепной гребень по центру беговой дорожки удерживает машину от боковых сносов. Недостаток - более высокая цена.
"Паук" несмотря на то, что создан для зимы, покорил высокой проходимостью по грязи. Даже на рыхлых грунтах практически не зарывается, а уж если колесо пробуксовывает - то внутри приспособления. Монтаж самого "паука" на заранее установленный диск-адаптер занимает считанные секунды. Правда, цена высока ($100) и габарит относительно велик, а при скоростях за 40 км/ч "лапы" могут задевать за подкрылки.
Вместе с тем серьезное бездорожье ни с цепями, ни с "пауком" не покорить. И если уж нужда гонит за приключениями - лопата, топор и лебедка будут совсем не лишними.
В заключение напомним, как действуют опытные водители, преодолевая бездорожье.
Главное, не пытаться проскочить все препятствия с ходу. Возможно, без специальных приспособлений этот участок дороги вообще непроходим для вашего автомобиля - глубокие колеи, крутой поворот или подъем после раскисшей глины и т. п. Остановитесь на сухом или хотя бы твердом грунте и обследуйте дорогу. Неглубокие с виду лужи могут таить в себе все что угодно, например строительную арматуру или борону, забытую на дороге "рассеяным" трактористом, а густая сочная трава обычно растет на заболоченных лугах. Разведав путь и начав атаку, останавливаться в грязи нельзя: пока автомобиль движется, некоторые препятствия (яма, подъем, участок скользкой травы) можно преодолеть за счет инерции, да и шины очищаются лучше. При троганье ведущие колеса, особенно с "зубастым" протектором, очень легко роют себе яму, и, чтобы сразу не сесть на мосты, прибавляйте газ очень осторожно, трогаясь внатяг.
Иной раз, чтобы сдвинуться с места, выбраться из скользкой колеи или ямы под ведущими колесами, достаточно чуть переставить машину в сторону. Владельцам "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей" в такой ситуации поможет штатный одностоечный домкрат. Максимально подняв машину, ее толкают сбоку с противоположной стороны. Не бойтесь за автомобиль - штатные домкраты складываются, не повреждая кузов, и последний сам переместится вбок на 20-30 см. Если домкрата нет или машина сидит "на брюхе", подойдет прочная толстая палка (вага). Подложив упор (запаску, бревно, большой камень), действуют ею как рычагом, приподнимая автомобиль. В это время помощник заполняет яму под колесом подходящими материалами - от земли, песка до старой телогрейки.
Чтобы уменьшить пробуксовку, на заднеприводных автомобилях можно слегка заблокировать дифференциал ручником. Его вытягивают настолько, что колеса едва вращаются под нагрузкой. Но этот способ пригоден только для тех участков, где сопротивление качению невелико (например, мокрая трава) и не хватает лишь сцепления колес с дорогой. Более эффективна конструкция, предложенная нашим читателем (ЗР, 1999, № 6).
Многие водители перед участком раскисшей дороги высаживают пассажиров - дескать, так машина пойдет легче. Это не всегда правильно. С одной стороны, сопротивление качению прямо пропорционально нагрузке на колеса, то есть чем легче машина, тем легче ее катить. Но с другой - чтобы двигаться, машина должна зацепиться колесами за дорогу и не буксовать, а сцепные силы также пропорциональны нагрузке. Таким образом, нагрузка на ведущие колеса - благо, а на неведущие - вред. Следовательно, если вы едете на "Самаре" или "Запорожце", пассажирам лучше пройтись пешком (на ведущие колеса приходится вес двигателя), а картошка в багажнике "Жигулей" пусть останется - так больше шансов проскочить глинистый проселок. Если грунт рыхлый (песок) или вязкий (чернозем), предпочтительнее двигаться по накатанной колее - меньше сопротивление качению. На заболоченных участках или в сухом песке помогает снижение давления в шинах (но только на короткое время и не больше чем на 0,5-1 атм, иначе покрышка может провернуться на ободе).
http://old.zr.ru/articles/40833
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.
За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом "бля".
Д. Корецкий, "Секретные поручения"