Кстати вот статья в тему.
Цены, правда, уже малоактуальны (статья 2002 года), но там рассмотрен экономический аспект использования прицепа в личных целях.
http://old.zr.ru/articles/37551АВТОПОЕЗД СО СЧЕТЧИКОМ
ВЫГОДЕН ЛИ ПРИЦЕП?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
В России любят не только быстро ездить, но еще и грузить под завязку. Места в машине всегда не хватает, и многие решают проблему, покупая прицеп.
Наш калькулятор по весне тоже призадумался: грядут выезды на дачу, строительство, прочие сезонные перевозки...
ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН
Далеко не каждый автовладелец может похвастать категорией "Е", которая разрешает управлять тяжелым автопоездом. А те, у кого буква "В" в "правах", не вправе даже буксировать прицеп полной массой более 750 кг. Исключение: снаряженная масса автомобиля больше полной массы прицепа, то есть, чтобы сесть за руль "Волги" (1400 кг) с двухосным прицепом (1000 кг), достаточно категории "В".
Дабы не дразнить сотрудников ГИБДД, перед первой поездкой освежите в памяти раздел Правил о перевозке грузов. Нелишне заглянуть и в руководство завода-изготовителя.
В МАГАЗИН ЗА "ТЕЛЕЖКОЙ"
Как и автомобиль, лучший прицеп - новый (табл. 1). Наиболее практичны "возы" с оцинкованными кузовами. Цена крашеных на 5-10% ниже, но экономия призрачна. Эмаль быстро сдирается, металл покрывается рыжим налетом. Владельцам "жигулей", "самар", "десяток" лучше выбирать модель на 13-дюймовых колесах - не придется возить с собой дополнительную запаску. Но "последнее слово" в выборе прицепа, конечно, за габаритами и ценой.
В табл. 1 включены лишь одноосные полной массой до 1 т (об эксплуатационных качествах отечественных прицепов см. ЗР, 2002, № 3) . Большая грузоподъемность понадобится для бизнеса или перевозки специфических грузов (снегокатов, катеров, спортивных автомобилей). Мы их не касаемся. Калькулятор также не интересовался ассортиментом специализированных прицепов. Вряд ли автолюбителю нужны цистерны, изотермические фургоны и прочее.
КУПЛЮ НЕДОРОГО
Единственное преимущество подержанных прицепов - низкая цена. Стоимость, как и у автомобилей, зависит от состояния кузова и ходовой части. Но если среднестатистическая машина проезжает примерно 15-20 тыс. км в год, то пробег прицепа на глаз оценить почти невозможно. Часто стоимость одинаковых "тележек" одного года выпуска отличается в полтора-два раза.
Минусов у "бэушного" прицепного парка хватает. Потрудившемуся кузову как минимум нужен косметический ремонт, шины изношены, подвеска требует переборки, электрооборудование выкидывает фокусы. Затраты на восстановление колеблются от нескольких сотен до двух-трех тысяч рублей. В противном случае не избежать проблем с техосмотром.
БУДНИ АВТОПОЕЗДА
Купили прицеп? Придется установить на автомобиль тягово-сцепное устройство. Цены на фаркопы вместе с крепежом, проводкой и электрическим разъемом для разных моделей скачут от 350 до 600 рублей. Если доверите монтаж профессионалам, стоимость изделия удвоится.
После покупки прямая дорожка в отделение ГИБДД для регистрации и техосмотра. Расценки на услуги правоохранительных органов зависят от региона. В столице просят чуть больше 200 рублей за постановку на учет и еще 20 за проверку технического состояния свежего прицепа. Техосмотр "тележки" старше пяти лет обойдется в три раза дороже.
И новый, и старый прицепы нуждаются в защите. Скрыть его от посторонних глаз лучше всего в гараже, вместе с автомобилем. Но иногда их совместному проживанию препятствуют габариты. Поэтому приходится снимать дополнительный угол и мириться с лишними расходами. В первопрестольной расценки "злые" - за аренду металлического бокса просят 1000-2000 рублей в месяц. Примерно в 1,5-2 раза дешевле обойдется место на открытой стоянке. Столько же стоит аренда "ракушки". В северной столице плата вдвое ниже, а на юге, например, в Ростове-на-Дону, - втрое.
Самая дешевая парковка - около подъезда, где прицеп можно приковать к фонарному столбу. Однако велик риск в один непрекрасный день лишиться грузового вагончика. Чтобы избавить себя от затрат на покупку второго прицепа, обратитесь в страховую компанию, хотя далеко не все фирмы берутся страховать безмоторную "тележку", стоящую на улице. Некоторые страховщики требуют, чтобы она ночевала на охраняемой стоянке, другие оформляют договор только вместе с автомобилем. Для ориентира - застраховать в Москве отечественный прицеп от ущерба и угона обойдется в 500-1000 рублей в год.
БЕРЕМ НАПРОКАТ
В столице калькулятор с трудом отыскал только одну фирму, которая предлагала в аренду прицепы полной массой 600 кг. Суточная такса - 200 рублей плюс залог 2000 "целковых". В других городах цены, как правило, ниже. Например, в Самаре двухосный "Тонар" предлагают за 150 рублей/сутки, а за маленькую "Пчелку" просят вдвое меньше. Прокат на длительный срок (более трех суток) обходится на 10-20% дешевле. А постоянным клиентам предоставляют дополнительные скидки. В залог обычно требуют сумму, равную остаточной стоимости прицепа, хотя с местных иногда и его не берут.
К услугам прокатных фирм часто прибегают заядлые дачники: весной они вывозят семейство со всем скарбом поближе к природе, а осенью забирают вместе с урожаем. Обычно затраты окупаются, когда садовый участок или домик в деревне находятся не в двух шагах от мегаполиса. Делать две-три ходки - значит, терять драгоценное время и дополнительные деньги на бензин. Груженый прицеп вытягивает из бака автомобиля 20-30% "лишнего" топлива (см. также "Калькулятор" в ЗР, 2001, № 7). А уж если даже в автопоезде не хватает места, подумайте: может, дешевле нанять "Газель" или ЗИЛ?
* * *
На выходные калькулятор вывезли на дачу. Его услугами воспользовался сосед, который благоустраивал садовый участок (в планах - построить новый сарай, перекрыть крышу, выложить плиткой дорожку). Заядлый дачник нарастил "хвост" к своей "девятке", чтобы возить скарб, а главное, стройматериалы. Калькулятор профессионально защелкал и поделился с нами своими выводами (табл. 2).
Кроме массы перевозимого груза и расстояния, учтены затраты на покупку и регистрацию прицепа, стоянку и топливо. Для сравнения приведены расходы в варианте профессиональной доставки груза. Песок дачник возил из ближайшего карьера (10 км от участка), некоторые стройматериалы покупал в магазине (20 км), плитку для дорожки и цемент - на заводе (30 км). Перевозку длинномерного бруса и "вагонки" доверил продавцу.
Конечно, на первых порах хозяин будет в минусе. Но уже к концу лета двухколесная "тележка" займет свой угол в новом сарае - значит, не надо больше платить за стоянку. Если строительство и грузоперевозки пойдут так же активно, то через пару лет прицеп себя оправдает. Правда, на всякий случай дачник отложил немного денег на ремонт автомобиля.
В общем, прицеп выгоден, если возить не только много, но и часто.
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.
За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом "бля".
Д. Корецкий, "Секретные поручения"