История 2121 - статья из "За рулем" № 4 2002 "Четверть века без дорог"
http://www.zr.ru/content/articles/5245-che...veka_bez_dorog/ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ
25 ЛЕТ НАЗАД
С КОНВЕЙЕРА ВАЗА СОШЛА ПЕРВАЯ «НИВА»
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
ФОТО / ВАДИМ КОТЛЯРОВ
Началась история «Нивы» традиционно для того времени. Летом 1970 года завод и город Тольятти посетил Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. С удовлетворением отметил достижения заводчан — создание автомобиля «Жигули» VAZ 2101 и макета «Люкс» — VAZ 2103. Однако, заботясь о трудящихся сельской глубинки, глава правительства предложил сконцентрировать усилия на новом направлении — создать автомобиль, подобный «Жигулям», но повышенной проходимости.
Для этого было два пути. Первый, более простой — улучшить проходимость уже готового к производству VAZ 2101, приподняв его над землей и оснастив передним ведущим мостом. Отечественный автопром имел опыт таких разработок: вспомните полноприводную «Эмку» ГАЗ-61, позже «Победу» М-72 и «Москвич-410». Но тот же опыт, сын ошибок трудных, подсказывал: настоящего «проходимца» так не получить. Оставался второй путь, более сложный, но многообещающий — создавать оригинальный автомобиль. Его и приняли. Решили сотворить полноприводник с несущим (!) кузовом, максимально используя детали и узлы «Жигулей».
Времени для проектирования было так мало, что на первом этапе решили обойтись без дизайнерской проработки внешнего вида. А компоновочные решения принимали по ходу разработки машины. И меньше чем через два года на свет появился первый опытный образец полноприводного ВАЗа. По тем временам — небывалые темпы создания автомобиля. У него был открытый, как и полагалось джипам той эпохи, утилитарный кузов с плоскими панелями, легким тентом и откидывавшимся вперед ветровым стеклом. Но со своей изюминкой — весьма передовой «начинкой».
По-настоящему уникальным стал силовой агрегат. К опытному образцу 1,6-литрового двигателя с коробкой передач жестко пристыковали «раздатку». Ее входной вал соединили с валом коробки передач эластичной резиновой муфтой. Редуктор переднего моста был жестко связан с мотором. Таким образом двигатель, коробка передач, раздаточная коробка и редуктор переднего моста составляли единый агрегат. Отменная конструкция. «Раздатка» крутила передний мост через обычный вал без карданов! ШРУСов у нас тогда еще не было, поэтому внутренние шарниры передних приводов имели скользящие сухари. А наружные представляли собой двойные крестовины.
Самой интересной в трансмиссии, несомненно, была раздаточная коробка. У рычага управления пять позиций: подключен только задний мост, подключен только передний мост, подключены оба моста (с жесткой связью), понижающая передача (при этом «жестко» подключены оба моста), нейтраль.
С такой «раздаткой» автомобиль в секунду превращался в задне-, передне- или полноприводный. Эта многовариантность оказала неоценимую услугу испытателям при исследованиях проходимости и управляемости. Впоследствии, удешевляя производство, от такой «раздатки» отказались (а жаль!), оставив постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Передний оказался малопривлекательным в условиях бездорожья, а задний «не проходил» с точки зрения устойчивости и безопасности. Такую, попроще, раздаточную коробку применили уже на следующих образцах будущей «Нивы» — 2Э2121.
После полугода испытаний и сравнения машины с ГАЗ-69 появилась уверенность: вазовский вездеход получился! Между тем, помня наказ премьера, дизайнер Валерий Семушкин, увлеченно работавший над обликом будущей «Нивы», и ее ведущий конструктор Петр Прусов представили коллективу первый вариант закрытого несущего кузова. С ним комфорт будущего вездехода предполагалось довести до роскошного, близкого к «жигулевскому». Круто! Даже по меркам западных ведущих автостроителей. Кузов понравился и главному конструктору В. Соловьеву. Так молодые вазовцы надолго определили направление развития комфортабельных вазовских вседорожников.
Образцы 2Э2121 второй серии уже были с закрытыми кузовами. Таких машин, с постоянным полным дифференциальным приводом, собрали четыре. Эта схема позволила использовать с небольшими изменениями задний мост «Жигулей», так как на него передавалась лишь половина крутящего момента. К великому сожалению, стремление упростить производственные технологии и удешевить машину привело к тому, что корпус «раздатки» «отделился» от корпуса коробки передач. На «Ниву» встала коробка от «Жигулей» практически без изменений. Неплохо? Да. Но возникла новая проблема: карданные валы, соединяющие теперь «раздатку» с коробкой передач и передним мостом, оказались источником дополнительных вибраций и шума.
На серии 2Э2121 тормоза передних колес стали дисковыми, а запасное колесо улеглось под капотом.
Образцы 2Э2121 вынесли груз испытаний на надежность, в том числе южных и «горных» — в Средней Азии. Послужили они и для многочисленных лабораторных работ. А одна из машин больше года находилась в кремлевском гараже. Поговаривали, будто сам Генсек, товарищ Леонид Ильич Брежнев, на ней на охоту ездил.
В начале 1974 года два образца «Нивы» уже третьей (3Э2121) серии были представлены на приемочные испытания — и успешно их выдержали, преодолев почти по 60 тысяч километров. Затем построили образцы четвертой серии — на них проверяли эффективность доводочных работ по полученным в ходе государственных испытаний замечаниям. Чем быстрее устранялись недостатки нового автомобиля, тем реальнее вырисовывалось его массовое производство.
А в феврале 1976 года собрали опытно-промышленную партию из 50 автомобилей — так рапортовали XXV съезду КПСС (точнее, людям, возложившим на заводчан столь ответственное задание). Наконец, в апреле 1977 года, через пять лет после рождения первого образца, автомобили VAZ 2121 начали сходить с заводского конвейера. Эти «нивы» положили начало целой когорте удачных полноприводников. Поздравляем!
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.
За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом "бля".
Д. Корецкий, "Секретные поручения"