Немного отвлекусь.
Вопреки ожиданиям, интерес к прослушиванию музыки не проходил. Когда-то давно мечтал внедрить в машину хорошую муз. систему, даже шумку делал для этих целей, но все не срасталось и авто становилось более спортивным, заточенным под другие задачи. В моём случае, когда таз стоит в гараже намного чаще чем ездит, музон прослушивается в процессе очередных мучений с машиной. Собственно, первое что происходит когда прихожу в гараж - это включаю магнитолу в машине от компьютерного блока питания. Озвучить скромный гараж этого хватает, но всегда хочется большего, плюс не сделаешь слишком громко - клиппинг достает.
Наконец, решился исправить это дело и подумать о прекрасном. Но просто воткнуть усилок в машину мне было не интересно. Давно хотел соорудить что-то подобное своими руками, и вот предоставилась возможность. Итак, у китайцев было заказано несколько усилителей в виде плат на пробу. Далее об наиболее интересном и мощном из них.
Класс Т, 300 ватт на 8 Ом, биполярное питание +- 45В, стерео, аудиофильское качество - это то что заявлено продавцом. Долго не мог подобрать к нему нужный блок питания. Но, наконец все приехало и стал проверять. Стремно было подключать его в первый раз - напруга на блоке питания в сумме 110 Вольт! Вот так это выглядело у меня на столе:
И плеер пригодился, лет 10 лежавший без дела
При первом запуске обнаружен нагрев стабилизатора напряжения на усилке и немного транзисторов, поэтому пришлось нацепить временные радиаторы. Однако после установки радиаторов усь проработал с минуту и сдох
Я как-бы не электронщик, но пришлось разбираться что к чему. Сгорела микросхема, утащив за собой конечные транзисторы. Наиболее вероятной причиной этого мне кажется попадание малюсенького волоска медного провода после зачистки на плату усилителя. Заказал микросхему и транзисторы. С последними тоже не все просто, они оказываются могут иметь разные характеристики. У меня это вычислялось так: впаял все детали на плату, включил усилитель без входного сигнала и радиаторов, пощупал все транзисторы, если греются неравномерно, то есть расхождение. Интересно, что замена более горячего транзистора ничего не изменяло, менять нужно было тот что холоднее
Наконец, удалось добиться стабильной работы усилка, также пришлось повесить радиатор на микросхему, иначе усь уходил в защиту по перегреву. Тесты на колонках от домашнего музыкально центра показали, что для авто этого усилителя будет слишком много. К тому же придется внести изменения в конструкцию платы и защитить ее от повышенной вибрации. По этим причинам усилитель отправился озвучивать улицу, то есть мой участок
Для этой цели выбраны подходящие колоночки:
Когда включил все это добро на улице просто офигел и растаял
Даже не думал что будет такой результат. Максимально комфортно слушать на расстоянии 5-15 метров от колонок. Ближе становиться тяжело вытерпеть, а дальше все по-прежнему отлично слышно, но накладывается эхо от построек. Звук мягкий и приятный, слышно все мелкие детали. Хотя сравнивать особо не с чем, я остался доволен как слон. Почти все лето, ковыряясь на участке, переслушал большую часть своей фонотеки. Единственное неудобство - включать нужно не в розетку, а к аккумулятору.
Во время жары под 30 усилитель часто уходил в защиту и приходилось убавлять громкость. Однажды заметил вспученные конденсаторы:
Китайцы оказались жадными и поставили слабоватые конденсаторы. Блок питания выдает +-55 вольт при 12 вольтах на входе. У меня же к аккумулятору подключалось еще и зарядное устройство и на выходе из БП в этом случае было уже 65 вольт. В схеме усилителя есть защита от слишком низкого и высокого напряжения, усь работал исправно, но конденсаторы не выдержали. Пришлось модернизировать усилитель:
Заменил конденсаторы на рассчитанные на большее напряжение, увеличил площадь радиаторов почти вдвое, в том числе на микросхеме и насверлил дырок в дне корпуса для лучшей вентиляции. Больше ничего не перегревалось и не ломалось.
Усилитель с блоком питания в окончательном варианте:
Когда только начал ковыряться с этим усилком, решил подготовить магнитолу под грядущие перемены. В магнитоле не было линейных выходов и предстояло это исправить. Разобрал магнитолу и стал вкуривать чего же там не хватает. Скажу сразу, что без схемы магнитолы сделать это маловероятно.
Смотрим на плату балалайки с одной стороны:
И с другой:
Вот в этом углу не хватает нескольких деталек:
А теперь хватает
:
Транзисторы для реализации мути устанавливать не стал.
Вид изнутри:
И снаружи:
В собранном варианте:
Выходы появились, но стало понятно что 300-ваттный усилок будет озвучивать улицу а не гараж. К тому же захотелось приложить руки к магнитоле еще разок. На магнитоле написана мощность 4х50 ватт. Ищем усилитель на плате магнитолы и читаем его даташит: 4х43 ватта. Не порядок, надо исправить!
Выпаял усилитель из платы:
Вот он вместе со старым конденсатором:
А это детальки им на смену:
Все в установленном виде:
Расположение магнитолы в семерочной бороде надо признать неудачным. При включенной печке весь теплый воздух идет в первую очередь на нее, а уменя еще от мотора и коробки жар проникает в салон через тоннель. В общем, увеличить радиатор магнитолы лишним не будет:
Собрано:
Ощущения. Клиппинг, естественно, никуда не делся и остался на том же уровне. Но звук явно преобразился на нормальных уровнях громкости. Первое что бросилось в
глаза уши - низкие частоты стали звучать солиднее чем раньше
Пока все