Сижу на кухне, пью отличное красное сухое Саперави и решаю с чего начать, думаю как поделиться с вами своими мыслями и эмоциями о поездке в такую бесконечно красивую страну — Грузию. Рассказать на самом деле есть о чем. Переживания, разочарование, восхищение – все это было в поездке, но в итоге, смотря на лампу в кухонном гарнитуре через призму рубиновой жидкости, которой славен этот гористый край, я могу сказать – было круто!
Общий пробег составил 5300 километров. Москва – Ростов-на-Дону – Владикавказ – Шекветили – Тбилиси – Ростов – Москва. Нас, путешественников: я, супруга и сын, которому почти три годика. Официальным автомобилем путешествия был выбран скромный российский автомобиль ВАЗ 2115. Почему? Да просто все. Потому что у нее отличный просвет, экономичный и приемистый мотор, вместительный багажник и запчасти в каждом сельмаге, но правда только в России, в Грузии в эту машину тычут пальцем и спрашивают какой модели этот стремительный седан и запчастей, легко и непринужденно, на нее вряд ли там можно найти. Но я об этом не задумывался и не знал, да и не понадобилось ничего. АвтоВАЗ – надежно!
До Ростовской области всем известная отличная платная магистраль, но я еще и транспондер раздобыл, чтоб вдвойне удобнее ехать было и не прогадал, но только один огромный минус у всех этих пунктов взимания платы – каждый раз как в первый раз надо проезжать по выделенной полосе, из-за того, что цветографическое обозначение каналов проезда у всех разное, нет общепринятого стандарта и в самый последний момент, пару раз, мне приходилось прыгать из ряда в ряд, чтоб проехать по выделенке, так как я не угадывал с цветом коридора – он то желтый, то зеленый. А ближе к Ростову начались пробки из-за ремонтов и реконструкции дороги. В самой плотной пробке и пригодилась мне Лада первый раз. Я съехал в поле и спокойно эту пробку обогнул, чему, если честно, был очень рад, так как усталость уже понемногу наступала, как никак 1000 километров пролетели за окном, в Ростове, а вернее в Аксае, ждал отличный отель, хотелось есть и пару бутылок холодного пива. Кстати, стоит сказать, что отдыхать мы запланировали по дороге в Батуми два раза. Первая ночевка в Ростове-на-Дону, а вторая во Владикавказе. Это обусловлено тем, что не хотелось мучать ребенка длинными перегонами, да и на много приятнее неспеша ехать и глазеть по сторонам, а вечером балдеть с пенным на балконе рассматривая Казбек, например, чем вытаращив глаза валить без остановок, ночуя у заправок и постов ДПС. До Владикавказа тоже ничего интересного, кроме Макдональдса в Пятигорске. Ну и разнообразия Лад всех моделей. Это просто феерия! Гранты, Приоры, Весты, классика опять же. Все новенькие, все с красивыми колесами и в топовых комплектациях. Я растаял. А Владикавказ встретил широкими проспектами, обилием зелени и неплохими апартаментами. На утро переход границы.
Перед Ростовом-на-Дону
Граница шикарна, она расположена в живописнейшем ущелье, в селе Верхний Ларс. На российской стороне небольшая, по меркам отчетов из интернета и группе ВК посвященной этому погранпереходу, очередь. Пару деятелей на каких-то упиленных мерседесах смогли просочится через череду армянских газовозов вперед всех, но это ладно, так как худо — бедно мы двигались и, в целом, достаточно неплохо проехали российскую сторону, а мне есть с чем сравнить, уж поверьте. Грузинская сторона у отвыкшего меня к подобному со мной обращению вызвала легкий шок. Такое со мной было однажды, в Литве, на въезде в Беларусь. Нахождение на кпп заняло четыре с половиной минуты и машину никто не досматривал. Это фантастика! Нас, уже дома, на обратном пути, в Кабардино Балкарии, в Северной Осетии, на блок-постах, где вооружение и личный состав готовы сутки оборону держать против кого угодно, трясли с унизительной проверкой паспортов в специальных домиках, с досмотром багажника, с вопросами кто я и откуда. Дома! А грузинский пограничник мне штамп в паспорт шлепнул и пожелал счастливого пути. Ну и раз уж о въезде и выезде разговор я завел, то знайте – в Грузии страховка и доверенность на автомобиль не нужна, но не пустят машину с 82 и 92 регионом в госномере, даже если эти номера путешественник получил в Лабытнаги. То есть, я въезжал на чужой, по документам, машине и никому до этого не было дела. Украина, привет! Надеюсь, что к 2020-му году, я буду тоже спокойно к вам въезжать и у меня не будут досматривать машину, клянчить взятки и заставлять выгружать вещи.
Границу прошли, Грузия уже.
Казбеги)
А тем временем началась Военно-грузинская дорога. То место, за которое стоить посетить Грузию хотя бы раз. Такая транспортная достопримечательность, одним словом. Это величие гор, это красота, которая везде, куда не посмотри, это серпантины и осетинские КАМАЗы с сельхозпродукцией, высокогорные храмы и дельтапланеристы в Гудаури. Интересно, одним словом. Описывать такое буйство красок жизни и тектонических складок совершенно не хочется, так как у меня не хватит слов, это во-первых, а во-вторых, это надо самим видеть. Так что ночью туда лучше не заезжать. Сложности в прохождении 138-ми километров до Тбилиси состоящих из шпилек и скудных прямиков, в темное время суток, в принципе нет, но просто не удастся получить визуальный оргазм и потом в компании небрежно бросить: «Иду я как-то по Военно-грузинской, через перевал прошел, а на горе рядом с Казбеком, высоко в облаках, храм стоит и черные кони пасутся». Хотелось бы заметить, что основные дороги в Грузии вполне себе ничего, ям, выбоин и колейности я не увидел, а через всю страну строится самый настоящий хайвэй с бетонным покрытием, по которому, на открытых участках можно преспокойно держать 130км/ч. Я даже немного огорчился, что нет «круиза», он бы и в России пригодился. Но вообще рассчитывайте, что триста с лишним километров от Тбилиси до Батуми ехать по времени часов пять-шесть.
Автомобили. Тут я припаркуюсь. Это просто безумная палитра Мерседесов, БМВ и праворулек различной степени затертости. Почти все выглядят откровенно говоря плохо. Минимальные пошлины на ввоз подстегивают везти из Европы и Японии все, что хоть как-то может ездить, а вот ездит оно на все деньги. О, этот неповторимый грузинский стиль вождения, когда на серпантине, в гору, через сплошную фура начинает обгонять фуру, а сзади них, сжигая, вместе с бродячими коровами, все дальним светом торопится и гудит турецкий автобус, корму которого, в свою очередь знойно испепеляют взглядами и сигналами пара тройка торопыг на немецкой классике из 90-х. Очень теплые моменты. Адреналин через край. Как все живые еще, мне непонятно. Или я уже отвык от такой езды, хотя всего-то лет пятнадцать прошло. Раньше ведь так же ездили. А теперь штрафы, камеры и «письма счастья». Сигналят, кстати, все и везде. И знайте, если вам сигналят, то не потому что вы как-то мешаете или нарушаете, а только лишь для того, что бы себя обозначить и предупредить: фа-фа! Я слева обгоняю! Удобно, но надо привыкнуть. Я сначала воспринимал гудки как личную критику, потом разобрался в чем дело.
Нашим пунктом назначения было село Шекветили, Озургетского района, край Гурия. Это в 35 км от столицы Аджарии, Батуми. Место для отдыха было выбрано чисто случайно. На всем известном гостиничном агрегаторе попалось предложение с описанием прелестей воздуха соснового бора и чудодейственного черного магнетического песка, которым покрыт пляж – устоять не смогли. Приехали, заселились и вот оно первое разочарование. Грузия – очень неторопливая страна, это сказалось на качестве отдыха. Каким образом? Сейчас объясню. Вот представьте себе вы заселяетесь в отель с не самым дешевым и, что уж говорить, не самым дорогим прайсом за ночь. Интерьер вас, мягко говоря, обескураживает. Фактурная штукатурка обыгранная необрезной лакированной доской в оформлении номера, это еще ладно, может я чего в искусстве не понимаю, но телевизор с кинескопом в 2017 году – это, по меньшей мере, удивляет, но тоже не является поводом для расстройства, ведь на море приехали купаться и загорать, а не в экран таращится. Хуже другое: вываливающиеся розетки и неприкрученный унитаз — это некому починить. Женщины на кухне, женщины в администрировании, женщины в управлении и только один такой веселый дядька, призванный обслуживать здание и решать мелкие хозяйственные вопросы, курил в шезлонге с семи утра и успокаивал всех, что все нормально и разводил руками, мол, потом. Вообще мне показалось, что в Грузии у мужчин считается дурным тоном работать.
Побережье Шекветили
Вторым разочарованием стала еда, а вернее отдельно взятое блюдо – шашлык. Вы когда представляете жареное мясо на мангале, вам что воображение рисует? Мне — шампур с уверенными и румяными кусками свинины или баранины и луковыми колечками между ними. В Грузии не так, вернее я видел только один способ подачи. Это пять непонятных кусочков с костями и жиром. Шашлык. Да. Я не в одном месте ставил эксперимент, если что. Ну никак не получалось сопоставить ожидание и реальность. По вину тоже пройдусь. Я понял одно, что вкусного домашнего вина на продажу туристам нет ни в Грузии, ни на Кубани и в Крыму, и не стоит тратить на него деньги, поэтому за вином в — магазин. Все-таки технологи, контроль на линиях и рецептура делают свое дело, а то, что гонят для таких авантюристов как я, меня не впечатлило. Алкоголь в магазине стоит так же как и в России, если что. По хачапури, хинкали, сырам и специям у грузин пятерка – это точно!
«Жаль я не художник, жаль я не Орфей» (с) Х. Забей. Я не умею описать природу и облака в горах, я не умею описать какой-то мутноватый и вкусно пахнущий воздух, я не умею описать виды моря полирующего камни под какой-нибудь скалой. Я лучше про Батуми расскажу. По замыслу этот город должен стать лучшим курортом на всем Черноморском побережье. Я не знаю, да и не интересно мне это, откуда маленькая Грузия нашла столько денег, чтоб замахнутся на такое гордое звание, но получилось необычно. Архитектура поражает. Прогуливаясь по Батумскому бульвару, порой думаешь, что это как-минимум Монако, но я там не был и не уверен так ли схожи эти города. Перевернутые рестораны, нереальнейшие небоскребы, широкие проспекты с подсвечивающимися пальмами, Hilton, Sheraton… Я точно в Грузии? Один Макдональдс чего стоит! Он считается самым красивым в мире рестораном этой сети. Но есть одно но, деньги кончились, судя по всему. Многие здания стоят пустые, окна выбиты, первые этажи в запустении, паркоматы на улицах разбиты, тротуары в окурках, местами выпадает плитка… Грустно на это смотреть. Надеюсь, что это временная пертурбация и город достроят окончательно и бесповоротно. Ну а мы уходим вглубь с побережья, на улицу Царя Парнаваза, что бы посетить лучшую в Грузии хинкальную Захар Захарыч и окунуться в местный южный колорит… Через неделю мы тронули в Тбилиси.
Батуми
Высота 250 метров местами
Влюбленные Али и Нино
Вот куда бы я хотел вернуться еще не раз — это Тбилиси. Невообразимый город. Бешенный. У меня вспотели уши от той жары, что царила на дорогах пока я добирался до отеля. Преодолев пробки, таксистов, пешеходов, я стал взбираться по переулкам и тупикам в крутейшую священную гору Мтанцминда. Высота ее 800 метров. Жили мы в двух минутах хотьбы от Пантеона, который расположен на этой горе, там похоронен великий русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, а со смотровой площадки одноименного парка «Мтанцминда» открывается великолепный вид на весь Тбилиси. Для тех, кому лень подниматься в гору или здоровье не позволяет, курсирует специальный фуникулер. Купил билет, сел, пять минут и ты на самом верху. Он еще остановку у Пантеона делает. В общем – припарковал я машину возле гостиницы и мы пошли гулять. И вот опять у меня не хватает слов в голове, чтоб передать свой восторг от улочек, от домов, домиков, домишек, в неряшливость и запустение которых я просто влюбился. Эти резные балконы с балясинами опутанные виноградной лозой, эта отполированная булыжная мостовая, эти гранаты в палисадниках за покосившимися заборчиками – красотой наполнено буквально все. А самыми милыми моему сердцу стали таблички с названиями улиц, родом из Советского Союза… Так сразу в детство захотелось. Но нагулявшись по окрестностям отеля, хотя и тут гулять не перегулять, мы двинули на метро на Площадь Свободы покушать, пофотографировать и послушать уличных музыкантов. В метро на меня опять нахлынула волна ностальгии. Пока там еще не успели стереть отпечатков рук дружбы народов и в переходах ведется бойкая торговля. Все-таки как быстро все забывается. Недавно только ночь длинных ковшей в Москве, ларьки в переходах, еще можно курить в ресторане, а я смотрел на это все с нескрываемым удивлением. Потом был Боржомский рынок, языковые трудности с такситом, вечер в кафе под открытым небом на проспекте Руставели – обязательно вернусь.
Такой милый Тбилиси)
Пантеон
Фуникулер
ХХС по грузински
Официальный автомобиль путешествия!
Сообщение отредактировал Aprel - 1.11.2017, 5:14