Цитата(EDDi1985 @ 11.11.2008, 12:58)
сближение передаточных чисел только положительно сказывается на динамину это даже начинающий тюнер знает
Здорово тебе, начинающему тюнеру - ты уже такие истины знаешь. А мне вот что делать со своим скудным багажём знаний, ума не приложу...
КПП подбирается под конкретный двигатель исходя из его внешних скоростных характеристик (ВСХ). С точки зрения динамики разгона двигатель должен работать в том диапазоне оборотов, в котором он выдаёт наибольше колличество мощности. Если руководствоваться только этим принципом, то колличество передач может дойти до 26, как на Камазе. Поэтому в процесс рассчёта КПП вмешивается ещё два фактора:
1) большое колличество передачь сильно усложняет КПП и делает её гораздо более тяжёлой, что отрицательно сказывается на динамике, а попытки побороть эти недостатки делают коробку менее надёжной
2) второй, но значительно более важный фактор - на каждое переключение передачи требуется время ,начиная от реакции водителя, и заканчивая временем на работы самой КПП (синхронизация валов, сцепление, задержги автоматики или гидравлики и т.д. и т.п.). Поэтому повышая колличество передач сверх разумной нормы мы доводим потери времени на переключения передач до неприемлемого значения.
Исходя из этого инженер (или начинающий тюнер) при рассчёте КПП должен искать компромиссные решения между шириной рабочего диапазона двигателя (который будет зависеть от соотношения передаточных чисел КПП) и приемлемым колличеством этих передач для реализации определённых задач (которые для разных автомобилей соответственно тоже разные).
Итак, наиболее эффективным с точки зрения разгона обычно считается диапазон от оборотов максимального крутящего момента до оборотов падения мощности (при этом не всегда слеует переключаться сразу, как только максимальная мощность начнёт снижаться. Ещё какое-то время мощность будет всё равно заметно выше, чем на оборотах, на которые двигатель провалится при переключении на следущую передачу). Как правило, в этом диапазоне мощность двигателя довольно высока и равномерно растёт (но бывает и иначе, тогда нужно рассматривать в частности). Поэтому за отправную точку в дальнейших изысканиях берём диапазон оборотов от МКМ до ММ. Отношение оборотов ММ к оборотам МКМ называется коэффициентом кинематической приспособляемости и фактически именно на него в первую очередь нужно обращать внимание при рассчёте КПП - именно во столько раз передоточное число следущей передачи должно быть меньше ПЧ предыдущей.
И тут, ЭВРИКА!, выясняется что КПП стокового атмосферного гражданского мотора не только позволяет держать ТУРБОВЫЙ двигатель в диапазоне оборотов между МКМ и ММ, но иногда оказывается даже слишком сближенной для него. Не всегда, разумеется, но на слабо и среднезаряженных турбовых моторах стоковая КПП гражданского атмосферника в сближении не нуждается. Можно, конечно и сблизить, используя диапазон оборотов ближе к оборотам ММ, за счёт чего (внимание! начинаю умничать!) произведение значения определённого интеграла по функции мощности от оборотов в пределах указанного диапазона оборотов, умноженное на колличество используемых для разгона передач будет несколько больше, чем в случае КПП с более широкими передачами, но время, необходимое на включение одной или двух дополнительных появившихся передач (что неизбежно при сближении передач при разгоне до той же скорости или на той же дистанции) сводит на нет небольшой выигрыш от более эффективного использования мощности двигателя, даже может иметь отрицательный эффект.
А на заряженных атмосферниках всё совсем иначе, ибо и момент, и мощность уползают в высокие обороты и при использовании стандартной КПП двигатель постоянно будет проваливаться ниже оборотов МКМ, особенно при переключении на вторую передачу, где самый большой разрыв передаточных чисел с первой передачей наверное у всех возможных автомобилей. Там необходимо сужать диапазон работы двигателя, сближая передачи.
Кстати, в том числе и именно поэтому Топ Фюел мощностью 6000-8000 л.с. едет все 402 метра на одной передаче, потому как на 8-литровом движке с приводным рутсов и давлением наддува около 6 бар можно ехать практически с холостых и до самой отсечки, ибо недостатка мощности там нет, а вот как сделать больше одной передачи на такой мотор, сохранив надёжность и приемлемые размеры трансмиссии, как и когда их переключать за 4.5 секунды - уже большая загадка.
Я уж намеренно не буду касаться темы подбора первой передачи и главной пары, поскольку это непосредственно к турбомоторам не относится, а я и так уже тут заоффтопился